Моральные проблемы суррогатного материнства

Первый суррогатный ребёнок в России появился на свет в конце прошлого века. В 1995 году в Санкт-Петербурге замещающая мать родила малыша для бездетной семьи. Одновременно с уникальным событием возникли и моральные проблемы суррогатного материнства. В одно мгновение вспомогательная репродуктивная технология привлекла к себе внимание общества, начала обрастать домыслами и легендами. Однако прогрессивной методике это не помешало динамично развиваться и успешно лечить бесплодие. Не прошло и 30 лет, как тысячи семей, которые не могли родить ребёнка естественным путём, получили возможность растить родных по крови детей и стали полноценными.

Законодательство о суррогатном материнстве

В век научно-технического прогресса и высоких технологий, нагрузка на людей возрастает, экология ухудшается, что не лучшим образом сказывается на репродуктивном здоровье подрастающих поколений. Но как бы не стремилась медицина улучшить положение, правовые проблемы суррогатного материнства решаются крайне медленно. Инфертильность становится прямой угрозой для рождаемости во многих странах мира. По свежей информации ВОЗ, представленной в апреле 2023 года, бесплодность наблюдается у каждого 6-ого жителя планеты. Количество желающих найти суррогатную маму постоянно увеличивается.

Несмотря на то, что в России суррогатное материнство разрешено законом, в основных документах СМ — Приказе Минздрава от 31. 07. 2020 года №803н «О порядке использования ВРТ» и Семейном кодексе РФ механизм передачи младенцев генетическим родителям остаётся неотрегулированным. Хотя официальный термин «гестационная беременность» доказывает, что женщина соглашается вынашивать ребёнка, с которым отсутствует родственная связь, этот факт законодательство обходит молчанием. Даже Федеральный закон, принятый Госдумой 8.12.2022 года, надежд не оправдал. Можно сделать вывод, что решение проблем регулирования суррогатного материнства по-прежнему нуждается в дальнейшей корректировке.

Моральные проблемы суррогатного материнства

Этический аспект репродуктивной технологии СМ

По действующим российским законам в современной медицинской практике применяется гестационный вид суррогатного материнства. То есть для создания эмбриона используется биоматериал будущих родителей. Выращенный в лабораторных условиях из половых клеток отца и матери зародыш переносится в полость матки женщины, которая будет вынашивать плод. Этот факт вызывает бурю эмоций у обывателей и считается самой серьёзной этической проблемой суррогатного материнства. Почему-то многие думают, что ребёнку достанутся гены замещающей матери, и генетические родители его не будут любить.

На самом деле, всё обстоит совершенно иначе. Здесь важно понимать, что после имплантации зародыш продолжает расти и развиваться не в полости живота, а в собственной оболочке — плаценте. Эмбрион имеет свою кровеносную систему и неизменяемую ДНК, которую получил от своих родителей. Кровь суррогатной матери через сердце ребёнка не проходит. Так что проблемы биоэтики при суррогатном материнстве в принципе возникать не могут. Биологический отец и биологическая мать являются истинными родителями малыша. Маленький человечек может перенять от них внешнее сходство, группу и резус крови, некоторые черты характера.

Аргументы в пользу ВРТ

Рассматривая этико-правовые проблемы суррогатного материнства, нельзя обойти молчанием и финансовую сторону вопроса. Доверяя вынашивание беременности сурмаме, потенциальные родители, которые не могут завести ребёнка по медицинским показаниям, сознательно идут на такой шаг и готовы нести немалые расходы. Женщина, согласившаяся стать гестационным курьером за вознаграждение и поправить материальное положение своей семьи, также по своей воле решается на ответственный шаг.

Сторонники прогрессивной технологии борьбы с бесплодием, которые не видят проблем суррогатного материнства в России и рубежом, в защиту программы СМ выдвигают весомые аргументы. ВРТ — это

  • добровольное взаимовыгодное соглашение между взрослыми людьми;
  • реальный шанс для бесплодных пар познать радость материнства и отцовства;
  • возможность для молодой здоровой женщины заработать денежные средства для собственных детей и семьи.

Кроме того, суррогатная мать тщательно побирается в агентстве, проходит глубокое медицинское обследование, что гарантирует положительный исход беременности. Так зачем страдать и бездействовать, если бесплодие можно победить?

Преимущества программы СМ напрочь отметают аргументы оппонентов, которые видят главные этические проблемы суррогатного материнства именно в платном предоставлении услуг. Но иначе и быть не может. Вынашивание ребёнка для чужой семьи — это ответственная работа, которая, как всякий другой труд, должна хорошо оплачиваться.